Самолет — лаборатория Ил-76 МДК (Модифицированный Дальний Космос) для выполнения тренировочных полетов в условиях кратковременной Невесомости.
Полёты на невесомость — один из важнейших видов подготовки космонавтов. Каждый космонавт должен понять, что делать в состоянии невесомости, как вести себя в нештатных ситуациях. В мире существует лишь три организации, их выполняющие, — это Центр подготовки космонавтов (ЦПК) им. Ю. А. Гагарина, входящий в структуру Роскосмоса, Национальное аэрокосмическое агентство США (National Aeronautics and Space Administration, NASA) и Европейское космическое агентство (European Space Agency, ESA). В России для этого используется Ил-76МДК, который был разработан на базе модифицированного транспортного самолёта Ил-76МД. Это летающая лаборатория для выполнения режимов невесомости и пониженной гравитации.
Почему он не такой как все?
- комплектация Ил-76МДК отличается от штатной дополнительным оборудованием, которое и позволяет выполнять в полете режим невесомости
- топливно-масляные аккумуляторы, создают дополнительное давление в системе подачи топлива и масла двигателю, чтобы он работал непрерывно в «режимах»
- дополнительное кислородное оборудование позволяет работать с применением скафандров в салоне «космического самолета»
- для выполнения заданий на экстремальных режимах, в Ил-76МДК усилена конструкция фюзеляжа и крыла
- пол лабораторного отсека устелен мягкими матами из негорючего материала, правый и левый борта салона закрыты травмобезопасными панелями
- в грузовой кабине установлены дополнительные плафоны и поручни
Как он это делает?
- После взлета с аэродрома Ил-76МДК выходит в специальную зону испытательных полетов, набирает высоту 7000 м, балансируется на скорости 530 км/ч
- Затем устанавливается номинальный режим работы двигателей, и с небольшим снижением высоты для разгона скорости самолет начинает «режим». На скорости 620 км/ч выполняется маневр «горка», устанавливается перегрузка в 2 единицы с увеличением тангажа (угла подъема носа самолета) до 50 градусов
- Следом за ним идет «нулевой» режим, то есть режим невесомости. Он длится не более 30 секунд, но этого достаточно для получения навыков работы на орбите. Самолет выполняет полет по специальной траектории, параболе, с выдерживанием нулевой перегрузки до достижения тангажа 45-50 градусов на пикирование
- При достижении этого устанавливается перегрузка 2 единицы. Самолет выходит из пикирования. Это и есть одни «режим»
В каждом полете — до 20 режимов. Экипаж самолета состоит из 7 человек, также на борту могут находиться до 30 человек испытательной бригады и обучаемых. Основные навыки работы в невесомости кандидаты в космонавты получают за 10–12 полётов на Ил-76МДК.
Космос становится ближе – сегодня возможность «освоить» этот крайне редкий тип есть не только у космонавтов. «Страна Космического Туризма» предлагает полеты на Ил-76МДК и приглашает в полет тех, кто хочет расширить свои горизонты и получить совершенно новые впечатления от жизни.